Энциклопедия Британника.
Статья «ЭФИР».
Эфир (αἰθήρ , вероятно, от горю, хотя Платон, в своём Кратиле (410г.), производит название от его беспрерывного движения), материальная субстанция, несравненно более тонкая, нежели видимые тела, предполагается существующей в тех частях пространства, которые кажутся пустыми.
Гипотезу эфира поддерживали различные мыслители по различным причинам. Для тех, кто поддерживал как философский принцип воззрение, что всё пространство наполнено, – тот принцип, что природа боится пустоты, – было достаточным основанием, чтобы предложить всенаполняющий эфир, если бы даже всякий другой аргумент говорил против. Для Декарта, который сделал протяженность единственным существенным свойством материи, а материю – необходимым условием протяженности, само существование тел, разделённых расстоянием одно от другого, было доказательством существования непрерывной среды между ними.
Но кроме этих, крайне метафизических необходимостей существования среды, были и другие более мирские потребности в наполнении пространства эфирами. Изобретали эфиры для планет, в которых они могли бы плавать, для образовывания электрических атмосфер и магнитных истечений, для передачи ощущений от одной части нашего тела к другой и т.д., пока всё пространство не было наполнено тремя или четырьмя эфирами. Только когда мы вспомним о весьма распространённом и нездоровом влиянии, какое вначале оказывали на науку эти гипотезы эфира, мы будем в состоянии оценить эту боязнь эфиров, которая замечается у людей здравомыслящих в течение ХVII столетия и которая, вероятно, как род наследственного предрассудка, унаследована была и покойным Джоном Стюартом Миллем.
Конец цитаты.
Фрагмент из книги Джемс Кларк Максвелла «Речи и статьи».
Государственное издательство технико-теоретической литературы. Москва. 1940г.
Перевод под редакцией В.Ф.Миткевича.
Наш комментарий.
Ироническое отношение авторов Британской Энциклопедии по отношению к Эфиру свидетельствует о том, что они тогда в 19 веке тоже находились под идеологическим прессом со стороны правящей англиканской церкви, и не могли открытым текстом передавать оптимизм ученых, занимавшихся передовой наукой. Поэтому были использованы такие обидные выражения: «нездоровое влияние», «боязнь», «предрассудок». Главное другое: эти тексты являются историческим доказательством того, что в те времена и в том обществе существовало открытое обсуждение научных гипотез. В 20 веке с такой открытостью было покончено, и мировая академическая наука фактически запретила упоминать субстанцию Эфира в своих официальных изданиях.