Эфир в учебнике «Закон Божий»

Цитата.
Свет есть следствие колебания эфира, которое теперь производится главным образом через солнце, но которое может быть произведено и множеством других причин.
Конец цитаты.
Учебник «Закон Божий», глава «Беседа о первом дне творения». 1957г.
Автор – Серафим Слободской, протоиерей Русской православной церкви заграницей.
Закон Божий об Эфире
Пояснения.
Надо сказать, что единого учебника в Российской Империи на эту тему не было. Был только школьный предмет «Закон Божий», который преподавался в разных регионах по разным методикам и по разным источникам. Формально первым учебником в России по этому предмету считается книга Феофана Прокоповича от 1720 года. О других учебниках можно прочесть подробнее в статье из Энциклопедии Брокгауза, приведённой в конце страницы.
Для нас – людей 21 века – представляет интерес то, что все религиозные учебники давали своё представление о происхождении Земли и Человека. Точно так же эти басовые понятия о мироздании были в трактатах ученых средних веков, напр. Ньютона, Бекона и др.
Сила учебника «Закон Божий» (от 1957г.) протоиерея Серафима Слободского заключается в том, что он один из первых в религиозной литературе сказал то, что не договаривали прежние учебники – и причем, назвал всё своими именами – акт Творения начался с использования исходного материала – Эфира.

Знаменитые «Семь дней творения» знают сейчас даже самые ортодоксальные материалисты.
Первый день – создание света.
Второй день – создание небесной тверди.
Третий день – создание воды.
Четвертый день – создание светил – солнца, луны, звёзд.
Пятый день – создание животных пресмыкающихся, рыб и птиц.
Шестой день – создание животных четвероногих и сотворение по образу Божию человека..
Седьмой день – почивание от дел и прекращение творения новых тварей.

С точки зрения здравого смысла – всё логично. На каждом этапе появившаяся субстанция даёт основание для появления новой более сложной субстанции и все они взаимовложены и взаимозависимы.
В религиозных книгах, однако, не указывалось – из какого именно материала создавался материальный мир на первом этапе. Указывалось – просто из света. Но, что такое «свет» и откуда он берётся – физического пояснения не давали. Хотя в эзотерической и ведической литературе тех времён на это указывалось весьма определённо – именно из эфира. Вот такое замалчивание элементарных истин приводило думающих людей к недоверию по отношению к религиозным проповедям. Поэтому после революции 1917 года думающие люди поддержали отделение церкви от государства и отмену преподавания в школе религиозных догм.

И ещё один подлый момент в большинстве религиозных писаний – в них не указывается, что процесс Творения происходит постоянно и в данное время тоже. То есть сейчас, когда техногенная цивилизация достигла высочайших вершин, всё равно происходит процесс «образования» Земли, т.н. «каменной тверди». Этот процесс – постоянный во Вселенной вообще и в нашей Солнечной системе в частности. Говоря современным молодёжным сленгом – «Творение нон стоп!». Но в большинстве религиозных текстов всё преподносится с традиционным умалчиванием концептуальной части знаний – а именно: «акт Творения» произошёл, а дальше как бы никакого продолжения и никаких комментариев. И в результате таких «недоговоренностей» у большинства людей в головах складывается урезанный мыслеобраз о Жизни – кажется, что «всё уже сделано» и нам осталось только дождаться окончания программы, которая была запущена «свыше». Даже придумали для этого страшилку под названием «апокалипсис». И каждый из 7 дней Творения подаётся как законченный период, а не как поэтапный рост новой космической цивилизации под названием «Земляне».

В свете сказанного – особый цинизм виден в «седьмом дне». Всё вроде бы сделано и Создателю можно отдохнуть, расслабиться и полюбоваться результатами своей работы. Истинный смысл Седьмого дня – т.е. седьмого этапа – заключается в том, что теперь человек сам поднимается до уровня Создателя и становится его помощником – Сотворцом. Только  в такой трактовке становится понятен сам смысл появления Земли и появления людей – человечество нужно Творцу для выполнения космических миссий по сотворению новых миров Жизни. Именно тогда становится понятным – почему (!?) до сих пор это человечество не было уничтожено. Боевых средств для этого предостаточно у неба – пример с Содомой и Гоморрой не зря фигурирует в священных текстах.
Так, что пора заканчивать этот «week end» и браться за работу по дальнейшему Творению, но не в качестве безвольных статистов, а в качестве деятельных работников – то есть – Сотворцов.

Для более подробного изучения этой темы приводится статья «Закон Божий» из Энциклопедии Брокгауза и Эфрона (1890–1907гг.).

Закон Божий – в общем смысле слова всякое религиозное учение, преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизни и деятельности; в смысле более специальном — один из главных учебных предметов начальных и средних учебных заведений, имеющий целью обучение истинам религии и правилам нравственности, на религиозном учении основанным, а также сообщение сведений о богослужении и истории данной религии, ее учреждениях и установлениях. Религиозное обучение на Западе расширялось в той мере, в какой получали преобладание в обществе идеи педагогов богословствующих (например, Шпенер, Франке), и, наоборот, упадало и сокращалось в той мере, в какой приобретали значение теории педагогов философствующих (например, Базедов, Кампе, Фихте, Песталоцци).

В настоящее время в Европе нет страны, которая не признавала бы либо свободы обучения, а следовательно, и права на преподавание «Закона Божия», либо безусловной необходимости этого учебного предмета. Состав «Закона Божия» как предмета преподавания в низших учебных. заведениях слагается из катехизиса, церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения; в средних учебных заведениях к этому присоединяется история христианской церкви; особенно прочно поставлено преподавание «Закона Божия» в протестантских странах, где еще со времени Лютера изучение катехизиса составляет необходимое условие для конфирмации.

В России законоучительство в школах признается делом, специально относящимся к деятельности церкви, которая по силе 64 правила VI Вселенского собора допускает к преподаванию «Закона Божия» лишь священнослужителей, из не имеющих же священного сана по силе указа 1871г. — лишь принадлежащих к дух. ведомству лиц, окончивших полный курс по меньшей мере дух. семинарии. Епархиальные архиереи назначают из среды духовенства особых. наблюдателей за преподаванием «Закона. Божия», дающих отчет в своих наблюдениях непосредственно архиерею. Разработка дидактики и методики «Закона Божия» принадлежит, главным образом, немецкой литературе. Несколько сочинений этого рода в последние 25 лет появилось и в российской литературе (протоиерея К. Ветвеницкого, Страхова, А. Соколова, Тихомирова, С. А. Соллертинского, С. Ширского); лучшие из них — протоиерея Д. П. Соколова: «Исторический очерк преподавания Закона Божия» (в «Руководстве к преподаванию общеобразовательных предметов», Санкт-Петербург, 1874г.) и «О преподавании Закона Божия в средних учебных заведениях» (в журн. «Воспитание и обучение», 1888г., № 4). Законоучитель обязан руководить молитвой детей, домашней, школьной и церковной, внеклассным чтением ими Священного Писания и религиозных книг, исполнением ими христианского долга исповеди и причащения, соблюдением церковных правил и благочестивых христианских обычаев и т. д.

Состав школьного курса «Закона Божия» в различных странах и в различное время был неодинаков. В Германии, где со времен Лютера обучение «Закону Божию» было впервые правильно организовано, сначала предметом изучения был один катехизис, и именно «малый катехизис», составленный самим Лютером. В 1714г. гамбургский пастор Гюбнер издал сочинение «Сто четыре священные истории», которое было переведено на все языки Европы, в том числе на русский, и мало-помалу сделалось повсеместно предметом изучения в школах. Официально священная история вошла в программы низших и средних школ Германии в последней четверти XVIII века, после издания Фридрихом II в 1763 году «училищного устава».

Россия в этом отношении со времен Петра I следовала по стопам Германии. Первый у нас школьный учебник по «Закону Божию», составленный Феофаном Прокоповичем, содержал в себе, кроме азбуки и главных молитв, лишь краткий катехизис, излагавший «главнейшие догматы веры и заповеди десятословия», которые и предписывалось Духовным регламентом изучать «детям всех званий». Указом Сената 20 апреля 1743г., согласно определению Синода, предписывалось дворянам и разного чина людям обучать детей своих букварю и катехизису. В уставе губернских учреждений Екатерины II предписывалось «детей греко-российского исповедания в народных школах обучать катехизису, для познания оснований православной веры, и толкованию десяти заповедей, для вкоренения нравоучения всеобщего». Лишь по уставу народных училищ 1786г. положено обучать в них и священной истории. В сенатском указе 1805г. упоминается только о катехизисе, но с 1828г. в программу «Закона Божия» снова входит священная история.

В XVIII веке в преподавании «Закона Божия» нравоучение преобладало у нас над учением догматическим: догматы веры изучались лишь настолько, насколько это считалось нужным для нравоучительных выводов; изложение фактов св. истории приурочивалось к указанию образцов нравственности. Законоучительство, таким образом, и у нас не осталось свободным от влияния германской философии. В 1756г. священнику Инженерной школы предписано было преподавать особо «правила строгой нравственности». По уставу сухопутного корпуса, составленному в 1766г. Бецким, определено было в младшем классе учить детей «Закону Божию», во втором возрасте преподавать «учтивство и долг благопристойности», а в третьем — «упражнение истинного христианина и честного человека». С 1766г. появляются катехизисы иеромонаха, а потом митрополита Платона, из которых два — малый и большой — были учебниками в низших и средних школах; нравоучение было в них господствующим элементом. Наряду с ними в школах появилась в 1786г. «Книга о должностях человека и гражданина», если не составленная, то редактированная самою императрицей Екатериной II. Эта книга, иногда только дополнявшая, а иногда заменявшая в школах катехизис, была плодом философского настроения времени, хотя свои положения основывала отчасти на библейских изречениях и примерах. Философский характер века сказался и в том, что в нескольких других учебниках по «Закону Божию», изданных Комиссиею об учреждении народных училищ, истины веры доказывались не текстами только Священного Писания, но и доводами разума.

В 1819г. под влиянием новых веяний министерство народного просвещения изъяло из употребления «Книгу о должностях»; в курс «Закона Божия» введены были избранные «чтения из Священного Писания» в нескольких редакциях, из которых старейшая по времени составлена была Филаретом, впоследствии митрополитеом Московским. Религиозно-нравственное направление вполне вытеснило направление философско-нравственное.

В 1823г. появились катехизисы митрополита Филарета (взамен прежних катехизисов митрополита Платона): «Начатки христианского учения» (краткая св. история и краткий катехизис) и «Пространный христианский катехизис». Оба были до начала 1880-х годов единственными учебниками по катехизису. Известное сочинение немецкого педагога Цечвица высоко ценит «пространный катехизис» Филарета с дидактической и методической точек зрения, но со стороны отечественных законоучителей-педагогов много слышалось упреков ему и при самом его появлении, и в последнее время.

С 1830-х годов является как особый предмет по классу «Закона Божия» «христианское нравоучение», по которому руководства были составлены протоиереем Воскресенским, Мансветовым, Кочетовым, Маловым и Бажановым. Оригинальностью метода особенно выдавались курсы «Закона Божия» протоирея И. Наумова и Г. П. Павского. Наумов не допускал деления курса «Закона Божия» на особые отделы, а учение веры, нравоучение и богослужение излагал совместно. Учебника он не оставил, но общая схема его преподавания изложена в брошюре «Мысли при взгляде на десять заповедей Закона Божия». План и метод Г. П. Павского, изложенные в записке на имя В. А. Жуковского (Павский был законоучителем наследника цесаревича Александра Николаевича) и в двух программах, — самое замечательное из всего, что существует в русской литературе по дидактике и методике «Закона Божия». Состав и способ преподавания «Закона Божия» Павский приводит в связь с постепенным развитием умственных и нравственных сил учащихся. Детство — возраст чувства; сообразно с этим в ребенке развивается религиозное чувство с помощью молитв (не только общецерковных, но и особых, импровизируемых учеником под руководством учителя на каждый выдающийся случай жизни личной и общественной), жизнеописаний святых, указания руки Божией в природе и в общежитии и, наконец, живого изображения обрядов церкви. Второй момент религиозного обучения — изложение религиозных идей в формах рассудка и воображения и в правилах, т. е. изучение догматов, обрядов и правил нравственности. Записка и программы Павского, а также образцы составленных им молитв и очерков явлений природы, в первый раз изданы Н. И. Барсовым в 1880г., в «Сборнике Императорского русского исторического общества» и в составленной им биографии Павского («Русская старина», 1880г.). Жуковский с восторгом приветствовал законоучительское новаторство Павского, но его метод и все сделанное им для дидактики и методики законоучительства остались без влияния на общий ход этого дела в России вследствие разлада между Павским и митрополитом Филаретом.

Реакция против стремлений Библейского общества имела последствием новые направления в постановке «Закона Божия»: сначала догматико-полемическое (1837-1850гг.), потом церковно-догматическое (1850-1878гг.). Учение об обязанностях христианина обращается в учение об обязанностях сына православной церкви. В той мере, в какой сокращалось в курсах «Закона Божия» нравоучение, выдвигалась на первый план православная церковность — молитвы, праздники, богослужение. В этом направлении подвергся переработке и самый катехизис митрополита Филарета. Из учебников этого периода замечательно упрощенное изложение катехизиса Филарета, сделанное протоиереем И. В. Рождественским, а также «Изложение символа веры» А. Н. Муравьева.

В 1851г. по новой программе «Закона Божия» усилено было в составе курса «Закона Божия» изучение молитв и богослужения православной церкви и исключено учение о христианских обязанностях. С 1860г., с увеличением заботы о народном образовании, началась усиленная работа по составлению новых программ «Закона Божия» (из них лучшая — А. Кочетова). В учебных планах министерства 1872г. введено чтение новозаветной истории по библейскому тексту и сообщение сведений по священной географии.

Отмена монополии учебников по предметам «Закона Божия» вызвала большое оживление в духовно-педагогической литературе. В это время появились руководства М. И. Богословского («Священная история Ветхого и Нового Завета»), Грегулевича («Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия»), Д. П. Соколова, В. Я. Михайловского, П. А. Смирнова, А. А. Желобовского, Л. П. Петрова, А. Лаврова, Базарова, К. И. Ветвеницкого, М. И. Соколова, И. Романова, А. П. Рудакова, Беллюстина («О Богослужении»), Г. Чельцова, П. А. Лебедева, С. В. Миловского и др. Из опытов изложения вероучения и нравоучения христианского взамен катехизиса Филарета (эта замена разрешена в 1872г.) заслуживают внимания сочинения:
Г. Титова «Уроки по православному катехизису»,
П. А. Смирнова «Изложение христианской православной веры»,
Лаврова «Записки по предмету Закона Божия»,
И. Заркевича «Очерк учения христианской веры»,
Владиславлева «Записки по классу Закона Божия».

Главными предметами дидактических и методических рассуждений в области «Закона Божия» были в последнее время следующие вопросы: о значении ветхозаветной истории в общем составе курса, о языке (русском или церковно-славянском), на котором должно быть предлагаемо учащимся чтение Священного Писания, о форме изложения катехизиса, о необходимости буквального его заучиванья, о концентрации в один компактный курс всех предметов курса «Закона Божия», обыкновенно преподаваемых отдельно в последовательном порядке. Защитниками последней, по примеру протоиерея Наумова, являются в настоящее время протоиерей Д. П. Соколов и К. И. Ветвеницкий. Большинством наших законоучителей практикуется, однако, прежний метод последовательного изучения священной истории, молитв, катехизиса, учения и богослужения, истории церкви вселенской и русской, причем объем изложения каждого предмета соображается с общим учебным планом школы, низшей или средней, и с программами, издаваемыми министерством народного просвещения и Священным Синодом.

Конец цитаты.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс