Эфир в «Учебнике физики» К.Д.Краевича (1862–1922гг.)

Учебник и другие учебные пособия об Эфире
Цитата об Эфире из учебника
Дополнительная информация об авторе учебника
История, краткое описание и значение «Учебника физики» К.Д.Краевича

Учебник и другие учебные пособия об Эфире
«Учебник физики»  К.Д.Краевича являлся основным учебником для средних учебных заведений (школ) России с 1862г. по 1922г. Термин «Эфир» в нем используется  8  раз. Также Константином Краевичем были написаны учебно-популярные книги с упоминанием Эфира: «Физика ежедневных явлений» (СПб, 1877г.) и «Космос для юношества» (СПб, 1875г.). К этому можно добавить, что основной учебник для университетов России «Курс физики» (автор О.Д.Хвольсон, годы издания 1897–1924гг.) использует термин «Эфир» 101 раз. И плюс к этому – самая большая Энциклопедия Российской Империи («Брокгауза и Эфрона», изд. 1890–1907гг.) упоминается 340 раз. Несколько поколений школьников, студентов и просто читающих людей Российской Империи училось по этим книгам.
Это означает, что миллионы людей, говорящих по-русски, знали о существовании природной субстанции Эфира и знали о том, какую роль он играет в природных процессах.
О том, как понималась и преподавалась субстанция Эфира в 19 веке можно составить представление из небольшого фрагмента «Учебника физики» К.Д.Краевича.

Цитата об Эфире из учебника
Раздел «Объяснение закона сохранения энергии»  (стр.658 – 660).
Разнообразные явления природы сводятся к немногим первоначальным причинам или силам природы; Сходство действий сил, переход одной энергии в другую и закон сохранения энергии заставляют подозревать единство сил, иначе сказать все явления природы имеют только одну, всем им общую, причину. Сущность этой причины неизвестна и о ней можно делать только более или менее правдоподобные догадки. В настоящее время устанавливается и мало по малу вырабатывается гипотеза, которую можно назвать динамической гипотезой о веществе.

Каждое тело состоит из мельчайших частиц, отделенных друг от друга большими промежутками. Частицы взаимно притягиваются и находятся в быстром движении. Вследствие притяжения, частицы стремятся сблизиться до соприкосновения; быстрое движение удерживает их в некотором друг от друга расстоянии, хотя от времени до времени они сталкиваются, и видимый объем тела несравненно более суммы объемов всех частиц, вместе взятых. Подобное устойчивое равновесие отдельных тел мы наблюдаем в солнечной системе; планеты и солнце, не смотря на их взаимное притяжение, не сливаются в одну массу, только по причине их движения.

Каждая частица есть группа атомов, которые также находятся в движении.
При взаимном химическом действии веществ, частицы разрушаются и образуются новые частицы. Так например, частица кислорода и частица водорода состоят каждая из двух атомов: первая — двух атомов кислорода, вторая — двух атомов водорода. При образовании воды, реагируют две частицы водорода и одна частица кислорода; образуются две частицы воды, так что каждая состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

Можно представить себе самое разнообразное движение частиц и составляющих их атомов: поступательное, вращательное, колебательное, вращательно-колебательное и проч.
Для объяснения взаимного действия тел через расстояния (лучистая теплота, свет, магнетизм и прочие), необходимо допустить существование эфира — весьма тонкого вещества, наполняющего весь Мир, как междупланетные пространства, так и междучастичные, и междуатомные. Частицы эфира, подобно частицам физических тел, находятся в движении.

Каждой силе природы соответствуют те или другие движения материальных частиц и составляющих их атомов и частиц эфира. Лучи световые, теплородные и химические зависят от дрожания эфирных частиц, перпендикулярного к распространению лучей. Явления, наблюдаемые в газах, объясняют поступательным движением материальных частиц; в жидкостях — неустойчивым движением, род которого неизвестен; в твердых телах частицы имеют устойчивое движение. — В электричестве через влияние, в индукции, магнетизме участвует движение эфира, но какое именно — не определено; вместе с тем, необходимо принять, что электричество и магнетизм суть, некоторые, впрочем, неизвестные роды движения вещества, потому что электричество через пустоту не передается, а в железе и стали от намагничивания изменяется расположение частиц. — Причина химических явлений заключается в движении атомов и пр.

Таким образом, силы природы, с точки зрения динамической гипотезы, суть не потенциальные (как выше сказано), а кинетические энергии. Правда определенных представлений о движениях материи и эфира, свойственных силах природы, не выработано; но и то немногое, что до сих пор найдено, дает возможность объяснить, по крайней мере, в общих чертах, наблюдаемые явления и приводит к важным заключениям.

Движение одного рода может превратиться в другое: поступательное — во вращательное или колебательное и прочие. Часть живой силы поступательного движения смычка превращается в живую силу дрожания струны и воздуха. Колебательное движение поршня в паровой машине превращается во вращение мотыля и оси. Падение гири — во вращение колес в часах, и тому подобное. Так как силы природы суть только разные роды движения частиц и атомов материи и эфира, то превращение сил природы одной в другую становится понятным. При трении, например, смолы о сукно, расходуется механическая работа; вместо неё, возбуждаются два рода движения в частицах смолы и сукна; один род движения составляет теплоту, другой — электричество.

Чтобы объяснить освобождение теплоты при химических явлениях, надо допустить, что энергия атомных движений у простых тел больше, чем у сложных. При химическом соединении простых тел, частицы их разрушаются и образуются новые частицы,  составленные из разнородных атомов. Некоторые движения, которые были возможны в частицах простых тел, становятся невозможными при новой их группировки. Живая сила потерянных движений превращается в движение самих частиц или теплоту.

Химическая энергия веществ гальванического элемента, введенная в цепь, уменьшается; вместо неё, является другое движение, соответствующее гальваническому току, а это движение превращается опять в то движение, которое составляете теплоту. Если в цепи есть электромагнитная машина, то часть такого движения превращается в механическую работу.

В механике доказывается, что сумма живых сил системы движущихся тел есть величина постоянная. Так как все силы природы представляют некоторый род движения, то, при превращении их, общая сумма всех энергий изменяться не может. Количество тепла, электричества или другого деятеля природы может увеличиться и уменьшиться, но тогда, вместо исчезнувшей энергии является другая в эквивалентном количестве, так что сумма всех энергий остается величиной неизменной, а в этом именно и состоит закон сохранения энергии.

По причине непрерывного лучеиспускания, Солнце и звезды должны охлаждаться. Теряемая ими теплота рассеивается по Вселенной и увеличивает живую силу нагреваемых тел и мирового эфира. Таким образом, энергия горячих тел уменьшается, а холодных тел возрастает, и температуры разных точек Вселенной приближаются к равенству; энергия же всего мироздания остается величиною постоянною.
Конец цитаты.

Дополнительная информация об авторе учебника
Краевич Константин Дмитриевич – (годы жизни 1833 – 1892гг.) – выдающийся русский педагог, исследователь физики, автор нескольких учебных пособий, ученик известного мирового ученого Э.Х.Ленца. После учебы в Петербургском Университете (на одном курсе с Д.И.Менделеевым) преподавал физику и математику сначала в гимназии, а затем в Военно-Инженерном училище, Горном Институте и в Военно-Морской Академии. Отдельно был приглашен в Императорскую семью преподавать физику великим князьям Сергею Александровичу и Павлу Александровичу. По рекомендации П.Л.Чебышева с 1862г. занимался составлением учебников по физике, алгебре и астрономии (космографии), которые переиздавались вплоть до 1920–х годов.

История, краткое описание и значение «Учебника физики» К.Д.Краевича
Первый учебник был напечатан в 1862 году под названием «Основания физики. Общепонятное изложение с 100 политипажами в тексте» (политипажи – напечатанные чертежи, схемы, иллюстрации). Издание 1866 года получило окончательное название: «Учебник физики». Далее было много переизданий с дополнениями о вновь открытых научных явлениях. 27-е издание было сделано после революции в 1922 году.

Отличительные особенности «Учебника физики» Константина Дмитриевича Краевича:
– честно признается – где гипотеза, а где проверенные факты;
– подавляющее большинство фактов подтверждено описанием экспериментов;
– изложение идёт от общего к частному;
– эфир объясняется, как «весьма тонкое вещество, наполняющее весь Мир, междупланетные пространства, междучастичные и междуатомные».

Вся Российская Империя училась по этому учебнику. Это значит, что из 180 миллионов россиян, те, кто получил среднее образование – имели представление об Эфире, и в их сознании были заложены базовые понятия об этой субстанции. Сам учебник прошел жесткую цензуру и его многократные переиздания свидетельствуют о положительной оценке высшей государственной экспертизы.

Изучая этот учебник, люди формировали в своем подсознании мыслеобразы, которые были близки  к реальности. Именно эти образы, отражающие реальные явления природы, помогали делать научно–технические открытия Попову, Циолковскому, Зворыкину, Розингу, Термену, Тесле, Курчатову, Королёву и др.

В современных учебниках базовые термины, отражающие реальность, заменены на ложные. Эфир стал вакуумом, то есть пустотой. Междупланетное пространство заполнено пустотой, между атомов и частиц – тоже пустота, которая передает и свет и радиосигналы. Электричество стало двухполярным. Изложение ведётся от частного к общему, что неизбежно приводит к противоречиям при рассмотрении «общих» систем; а при рассмотрении «частных» физических задач невозможно найти элементарное решение. Так, например, прошло уже около 150 лет со времени выхода первого «Учебника физики» К.Д.Краевича, а человечество так и не научилось решать элементарные вопросы по предсказанию погоды, землетрясений и т.д. А ведь базовые знания для решения этих физических проблем в учебнике были заложены.

Читаешь этот учебник, и понимаешь – как же изуродовали Физику. Примерно так же как историю.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс